Николай Чудотворец

ГлавнаяЖитиеЧудесаИконыМолитвыРазное

                                              Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...


                                Базилика святителя Николая в Бари

                          и ее историко-художественные сокровища

 

 

 

 

 

 

Базилика Сан Никола (г. Бари, Италия). Главный вход.

 

 

 

 

 

 

Базилика Сан Никола (г. Бари, Италия). Справа - главный вход в базилику,

слева - вход в сокровищницу (реликварий).

 

 

 

 

 

 

Базилика Сан Никола (г. Бари, Италия). Вход в сокровищницу (реликварий).

 

 

 

 

 

 

 

Перед входом в сокровищницу (слева) установлено большое распятие.

 

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола (г. Бари, Италия).

Портреты настоятелей Базилики св. Николая

 

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола (г. Бари, Италия)

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола (г. Бари, Италия) 

 

 

 

 

 

 

Исполенный в форме готического храма реликварий, предназначался для фрагментов хитона (veste) Спасителя. В настоящее время великолепный реликварий пуст.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола (г. Бари, Италия). Шкаф-витрина с анжуйскими дарми (преподнесенными Базилике королем Карлом II Анжуйским).

 

 

 

 

 

 

Мощи Апостола Фомы.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Мощи Апостола Иакова Зеведеева.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Мощи Апостола Иакова Зеведеева.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Мощи сотника Лонгина.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Мощи мученицы Лукии Сиракузской.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Фрагменты белого полотна, в которое были завернуты мощи св. Николая во время их перенесения в 1087 г. из Мир Ликийских в Бари.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Шкаф-витрина с анжуйскими дарами (верхняя часть). 

 

 

 

 

 

 

Мощи папы Римского Сикста I.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Мощи священномученика Севастийского Власия.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Реликварий из серебра и хрусталя с зубом Марии Магдалины.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Мощи папы Римского Григория Двоеслова.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Мощи папы Римского Урбана I.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Частица губки, которую римские воины, наполнив уксусом, поднесли

к иссохшим губам Христа.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

Мощи священномученика Сарагосского Викентия.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Мощи Апостола Иакова Алфеева.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Шип из тернового венца Спасителя.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Шип из тернового венца Спасителя.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Подарки из России

 

 

 

 

 

 

Первая и вторая витрины слева заполнены  подарками из России.

 

 

 

 

 

 

Первая и вторая витрины слева заполнены  подарками из России.

 

 

 

 

 

 

 

Первая и вторая витрины слева заполнены  подарками из России.

 

 

 

 

 

 

 

Подарки из России.

 

 

 

 

 

 

 

Подарки из России.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

Подарки из России.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Икона Спасителя. Подарок президента России Д.А.Медведева.

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола (г. Бари, Италия)

 

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола. Правая сторона.

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола. Правая сторона.

 

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола. Правая сторона.

 

 

 

 

 

 

Железная церемониальная корона короля Рожера II (норманнского правителя Сицилийского королевства, в состав которого входил г. Бари), 1130 г. Рядом икона того же времени, которая когда-то украшала фасад базилики (на иконе изображен Рожер II,

которого коронует св. Николай).

 

 

 

 

 

Икона, которая когда-то украшала фасад базилики

(на иконе изображен Рожер II, которого коронует св. Николай).

 

 

 

 

 

 

Сокровищница Базилики Сан Никола. Правая сторона.

 

 

 

 

 

 

Крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня (вид спереди).

 

 

 

 

 

 

Крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня (вид сзади).

 

 

 

 

 

 

 

Фрагменты деревянного ковчега, в котором мощи

св. Николая были доставлены из Мир Ликийских в Бари

 

 

 

 

 

 

 

Фрагменты деревянного ковчега, в котором мощи

св. Николая были доставлены из Мир Ликийских в Бари

Фото предоставлено сайтом www.russianserviceinapulia.com

При копировании ссылка на наш сайт и на сайт-первоисточник обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Талалай

при участии
о. Джерардо Чoффари



 



Cвятыни


Барийской Базилики



 


Бари
Cв.-Николаевский
исследовательский центр
2007



Содержание



I.Реликвии Спасителя и Божией Матери
II.Мощи Апостолов, Мучеников и Угодников Божиих
III.Чтимые образы



Главное сокровище Барийской Базилики – мощи Св. Николая Чудотворца, и об этом знают все христиане (и не только они).


Миро, источаемое мощами, называемое тут «манной», разносится паломниками по самым разным уголкам света, принося людям, по молитвам Святителя, утешение и исцеление душ и телес.


Конечно же, и сама Базилика, с ее сказочно-романским обликом и художественным убранством, созданным во славу Чудотворца, – тоже сокровище, всем очевидное и всеми ценимое.


Однако эта Базилика, почти тысячу лет являющаяся одним из главных религиозных центров Итальянского Юга, да и вообще Южной Европы, накопила в своих стенах и много иных реликвий, пока еще малоизвестных или же забытых.


Как добро притягивает всё доброе, так и святость гробницы Чудотворца «притянула» к себе святыни – предметы, связанный с земной жизнью Спасителя и Его Пречистой Матери, частицы мощей святых, чтимые иконы.


Разными путями попали они в Бари. Город-порт, он же центр паломничества, в Средневековье служил важнейшей точкой маршрута на пути в Святую Землю – как крестоносцев, так и мирных пилигримов. Городу, как верному хранителю мощей Чудотворца, покровительствовали «сильные мира сего». Его, за то же «послушание», любили простые люди, купцы, ремесленники и крестьяне разных стран и разных конфессий, выражая свою любовь привычными им жестами – дарениями и пожертвованиями.


Здесь, у раки Св. Николая, происходила и происходит встреча Запада и Востока, Севера и Юга.


Накопленные в Барийской Базилике святыни и реликвии – символ и залог общего дела христиан, пусть и разделенных на земле церковными границами. Св. Николай и другие Угодники Божии этих границ не знают и молятся на Небесах за всех нас.


 


I

Реликвии Спасителя и Божией Матери



Одна из самых почитаемых святынь Базилики – шип из тернового венца Спасителя. Он был передан в дар городу Карлом II Анжуйским в 1301 году, и сразу же превратился в предмет благочестивого почитания барян и паломников. Первоначально «святой шип» (la sacra spina) церковно чествовался 11 августа на особом празднике Венца Божия (De Corona Domini), а в последствии клир Базилики стал выставлять его на поклонение по пятницам Великого Поста в крипте, в особой часовне Распятия. Кроме того, святыне особо поклонялись на празднике Перенесения Венца Божия, 30 сентября, в память его обретения в Палестине королем Людовиком IX Святым. Согласно местным преданиям, в прошлом шип в Страстные пятницы приобретал красно-кровавый оттенок, а в те дни, когда они совпадали с праздником Благовещения, он испускал капельку крови. Эти чудеса регистрировались клиром Базилики вплоть до начала 1930-х годов.


Первоначально святыня хранилась в золотом ларце, также пожертвованным королем Карлом, но затем он был заменен на хрустальный реликварий, обрамленный серебром. Его многофигурное серебряное подножье – пожертвование графа Массенцио Фило, сделанное в 1856 году, о чем гласит и надпись внизу (жертвователь прежде был городским главой Бари).


Кроме шипа их тернового венца Спасителя, в Базилике хранились две частицы Честного и Животворящего Креста Господня. Одна из них, увы, исчезувшая, была вставлена в икону, и вероятно, доставлена в Бари крестоносцами. В самом деле, в описях XIV века говорится о «дереве Креста», вставленном в доску (tabula) c ценным убранством. Существование этой святыни прослеживается вплоть до XVII века.  


Другую частицу Креста пожертвовал король Карл II Анжуйский. Известно, что в Базилике эта реликвия чествовались на празднике Древа Креста (Legno della Croce), дважды в год, 3 мая и 14 сентября. С течением времени эта святыня, прозванная Анжуйским Крестом (Croce Angioina) стала одной из самых чтимых в Базилике, а когда в XVII веке был устроен придел Сокровищницы ее водрузили на алтарь придела. О восточном, почти наверняка, константинопольском, происхождении «древа» свидетельствует его византийская форма и греческая надпись. «Древо» обрамлено превосходным металлическим крестом с эмалью (драгоценные камни на Кресте были похищены французами в 1799 году). Учитывая значимость реликвии, можно утверждать, что ее пожертвовал Бари король Карл II во время его визита в апулийскую столицу в 1301 году.


В Базилике хранится также частица креста Доброго Разбойника (croce del Buon Ladrone), память которого совершается Католической Церковью 25 марта, то есть на Благовещение: в те дни, когда оба празднования совпадали со Святой пятницей, в Бари ждали «чуда Святого Шипа».


Последняя реликвия, связанная со Страстями Господними – частица св. губки (sacra spugna), поднесенная римскими воинами распятому Спасителю. Губку, как орудие Страстей, хранили христиане в Иерусалиме, а при взятие города персами перенесли в Царьград (Константинополь). При покорении Византии крестоносцами, ее увезли на Запад, часть – в Рим, в Латеранский собор Св. Иоанна, часть – в Париж, в королевскую домовую церковь Сен-Шапель: поэтому можно предположить, что частица губки прибыла именно из Франции, как дар анжуйских государей. Тем не менее, первые упоминания о реликвии встречаются только с XVII века, когда для нее был изготовлен и особый хрустальный ковчежец в позлащенном обрамлении.


Один из самых красивых и ценных реликвариев Базилики, исполенный в форме готического храма, предназначался для фрагментов хитона (veste) Спасителя. Драгоценная святыня, истинный шедевр средневековых ювелиров, по всей видимости, была подарена королем Робертом Мудрым своему советнику Пьетро де Морериису, который на старости лет получил сан приора Базилики. В летописях XIV века при описании реликвария упоминается, наряду с гербом Пьетро де Морерииса, также и венгерский королевский герб. Это позволяет предположить, что частица хитона могла иметь связь и с королевским Домом Венгрии, в частности, с Марией Арпад, супругой покровителя Базилики, Карла II Анжуйского, а затем уже, через короля Роберта, перешла к Пьетро де Морериису. В описи сокровищницы от 1578 года в качестве содержимого реликвария перечисляются: частичка хитона Спасителя; частичка св. губки; фрагмент яслей Божественного Младенца; капля крови Св. Стефана Первомученика; масло от Гроба Господня. Однако уже в последующих описях, XVII-XVIII веков, наблюдается постепенное исчезновение святынь: в настоящее время великолепный реликварий остался совершенно пустым.


Для другой частички хитона был исполнен еще один реликварий, внутри которого, по исчезновении этой первоначальной реликвии, поместили флакон с миро («манной») Св. Николая.


Власа Божией Матери, эта чтимая всеми барийцами святыня, увы, попущением Божиим, бесследно исчезла. В память о ней сохранился прекрасный (но пустой!) реликварий и народные предания. Согласно этим преданиям, жертвователем влас Божией Матери cтал приснопамятный Владыка Илия, сыгравший важнейшую роль во время перенесения мощей Св. Николая в 1087 году и строительства Базилики. Согласно летописям, он устроил и изначальный хрустальный ларь для святыни, украшенный серебряными изображениями Божией Матери и Ее Сына, а также Св. Николая, Архангела Михаила и Апостолов Петра и Павла. Позднее среди горожан возникла легенда, что власы Девы Марии привезла в Бари шведская королева Бригитта, прославленная Католической Церкви в лике Святых, что является анахронизмом, так как присутствие этой реликвии документировано еще до визитов королевы в 1366 и 1369 годах.
Власы Божией Матери выносились к народу на поклонение в праздник Девы Марии Константинопольской, в первый вторник марта. Позднее для них был изготовлен особый реликварий, центральной частью которого являлся хрустальный сосуд, с серебряным обрамлением в форме заплетенной косы с двенадцатью звездами с расходящимися лучами и на высоком, тоже серебряном, стволе. Святыня пропала в середине прошлого века.


 

II

Мощи Апостолов, Мучеников
и Угодников Божиих


 


Апостол Фома
 


Мощи Апостола Фомы, распространявшего Благую Весть на Востоке и замученного в Индии, согласно преданию, были перенесены византийцами в конце IV века в Эдессу, в память о чем Православной Церковью установлен особый праздник, 20 июня (3 июля нов.ст.). В Бари мощи Апостола прибыли сразу же после перенесения мощей Cв. Николая, о чем рассказывает средневековый документ «Historia translations brachii S. Thomae Apostoli» (История перенесения руки Св. Фомы Апостола).


…В 1102 в Бари прибыл один французский епископ, отправлявшийся на Святую Землю, где один его родственник, князь Болдуин, прославился среди крестоносцев особыми воинскими доблестями. Торжественно принятый в Бари, он совершил литургию на мощах святителя Мирликийского совместно с архиепископом Илией, строителем Базилики. На Святой Земле, когда Болдуин предложил французу разного рода дары, тот попросил лишь одно – часть мощей Апостола Фомы. Князь уважил просьбу родственника, и из Эдессы доставили кость руки Апостола, длиной в «четыре пальца». Прибыв в Бари епископ, однако, тяжко заболел и, почувствовав скорую кончину, наказал своего келейника отвезти мощи во Францию. После смерти епископа, однако, и келейник занедужил и скончался, что народное благочестие осмыслило как указание Небес: быть святыне только в Бари!


Сразу же к длани Апостола Фомы потянулись толпы богомольцев. Пожертвования на реликвию были столь велики, что варяжские владыки Юга Италии ввели на них особый налог, отмененный, впрочем, Вильгельмом Добрым.


Первоначально кость хранилась в серебряном ларе, а в начале XVII века для нее изготовили особый серебряный реликварий, который, в традициях барокко, натуралистически изображал руку, с орудием мученичества, в данном случае – с копьем (обычно оно служит атрибутом мученика Лонгина сотника).




Апостолы Иаков Зеведеев и Иаков Алфеев



Согласно преданию, Апостол Иаков Зеведеев был усечен мечом при Ироде Агриппе около 42 года, и мощи его почивали на Святой Земле. Тезоименитный Апостол, сын Алфея, - автор известного новозаветного послания и предстоятель Иерусалимской Церкви до 62 года, когда был казнен по повелению первосвященника Ханаана II. В итальянской традиции одноименных апостолов различают прозваниями «Старший» (Maggiore) и «Младший» (Minore).


Обстоятельства и время появления мощей не документированы. Предполагают, что это произошло при архиепископе Илии, то есть в начале XII века. Первые письменные источники относятся уже к середине XIV века. Современные два серебряные реликвария в форме рук с орудиями казни изготовлены в начале XVII столетия на пожертвования барийских купцов, причем для мощей Иакова «Старшего» изваяна правая рука, а Иакова «Младшего» - левая, а в надписях (на латыни) уже определеннее говорится о том, что части мощей – именно руки (brachium) Апостолов. При освидетельствовании частицы мощей Иакова Алфеева она была признана нетленной: «с плотью, кожей, нервами и венами, как будто только что отъято от тела», однако впоследствии она исчезла.


В основании реликвария Иакова «Младшего» - ковчежец с частицей мощей местночтимого преподобного Плакиды (S. Plаcido), верного ученика преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского, игумена великой Монтекассинской обители.




Св. Мария Магдалина



В позлащенном основании реликвария Иакова «Младшего»  – другая чтимая реликвия Базилики, зуб равноапостольной мироносицы Марии Магдалины. Ученица Христова всегда пользовалась особым почитанием на Итальянском Юге, в особенности ее культу способствовали анжуйские владыки. Известно, что Карл II, ожидая казни (отмененной на следующее утро), обращался с молитвами именно к ней (а также ко Св. Николаю).


Всего в Бари хранятся два ее зуба, переданные в Базилику, вероятно, в начале XIV века; для второго из них изготовлен особый реликварий. Самая древняя его часть – хрустальный сосуд, где и хранится святыня. Сосуд поддерживает позлащенная фигурка Ангела, изваянная много позднее, в XVII веке.


Православная Церковь совершает память св. Марии Магдалины 22 июля (4 августа нов.ст.), а также празднует перенесение ее мощей в Царьград 4 мая (17 нов.ст.).

 


Священномученик Викентий Сарагосский



Испанский священномученик жил в III-IV веках, и его имя включено и в Святцы под датой 11 ноября (24 нов.ст.). Св. Викентий с юности был определен родителями в помощь епископу Сарагосы, став архидиаконом. Его послушанием была духовная подготовка желавших принять таинство Крещения. В эпоху гонений Диоклетиана Св. Викентия замучили в Валенсии. Ему посвящен в Милане храм юрисдикции Московского Патриархата (вместе со Свв. Сергием Радонежским и Серафимом Саровским) – как память о предыдущем посвящении церкви, когда она еще служила католикам.


Легенда о прибытии мощей св. Викентия в общих чертах напоминает легенду о перенесении мощей Апостола Фомы.


…Однажды, во времена архиепископа Илии, в Бари появился один испанский епископ, отправлявшийся на богомолье на Святую Землю. Торжественно принятый горожанами он, однако, смертельно заболел, и принимая св. дары на смертном одре поведал Владыке Илие, что везет с собой величайшее сокровище, руку Св. Викентия, Небесного покровителя Сарагосы и Валенсии. Испанец всю жизнь мечтал поклониться Гробу Господню, но ему этого не было дано, и в знак признательности к городу, где он отдавал Богу душу, он завещал оставить мощи Св. Викентия тут. (В крипте Базилики существовала, не сохранившаяся ныне, могила испанского епископа Теодовильда, что указывает на историческую достоверность предания).


В начале XVII ювелиры изготовили серебряный реликварий, в форме левой руки, куда и вложена часть мощей священномученика Викентия.




Мученик Лонгин сотник



Традиция присваивает имя Лонгина римскому центуриону (сотнику), стоявшему при Кресте Господнем и уверовавшим по Его Воскресении. Святитель Григорий Назианзин приписывал св. Лонгину евангелизацию Каппадокии. Особый культ св. Лонгина, как первого воина-христианина сложился у крестоносцев, и во время Первого Крестового похода ими было обретено «копье Лонгина», что вызвало широкий резонанс в Средневековой Европе. В Италии сложилась легенда, что римский сотник происходил из города Ланчано (имя Святого иногда произносится как «Лончино»), куда удалился по окончанию службы в Палестине и где был замучен. В конце XV века папа Иннокентий VIII заложил «копье Лонгина» в основание одного из столбов, поддерживающих купол ватиканского собора Св. Петра.


Появление в Бари реликвии Св. Лонгина не документировано. Напротив, хорошо известна история его реликвария, который изначально являлся деревянным ларем, а затем, в начале XVII века, был заменен на серебряное изваяние правой руки (хотя в него помещена кость ноги), держащей символ мученичества, пальмовую ветвь – в отличие от традиционного атрибута, копия. На реликварии – надпись о мощах «Лонгина Никодима», без разделительной запятой: в самом деле сотника иногда смешивали с праведным Никодимом, тайным учеником Иисуса Христа.


Память Св. Лонгина совершается 16 октября (29 нов.ст.).


 


Мученик Севастиан Римский



Частица мощей (длани) мученика Севастиана, преторианского гвардейца, замученного при Диоклетиане (сперва он был пронзен стрелами, но излечен Св. Ириной, затем казнен усекновением), помещена в реликварий, где прежде находилась какая-то друга, пропавшая ныне святыня. Он имеет форму восьмигранного храмика, увенчанного фигурой Ангела и пышно убранного драгоценными камнями и эмалью. Роскошный вид мощевика вызвал у барийцев необоснованное поверье, что это – дарохранительница (ostensorio) Карла II.


Мощи Св. Севастиана с момента его гибели почивают в катакомбах на Старой Аппиевой дороге, принявших его имя (catacombe di S. Sebastiano). Первые упоминания о частице мощей Св. Севастиана, привезенной в Бари, очевидно, из римских катакомб, относятся к XVII столетию.

 



Свяшенномученик Власий Севастийский



Св. Власий, армянин про происхождению и врач по профессии, рукоположенный епископом Севастии, был замучен язычниками. Его почитание всегда было распространено на Итальянском Юге.


Барийская Базилика хранит две частицы его мощей. Для одной устроен своеобразный мощевик, в виде митры, в напоминание его святительского сана, внизу которой – книга (Евангелие), вверху – навершие епископского жезла. И эту реликвию приписывают благочестивому дарению Карла II Анжуйского.


Вторая частица мощей Св. Власия, осколок кости, помещена в один реликварий с частицей мощей некоего святого, с надписью Св. Елеоквиний (однако Святого с таким именем в римском Мартирологии нет, и, вероятно, тут – искаженное имя другого Святого, к примеру, Елевферия).
Православная Церковь совершает память Св. Власия Севастийского 11 февраля (24 нов.ст.).


 


Святитель Урван (Урбан), Папа Римский



Урван (Урбан), Папа Римский, был предстоятелем кафедры Петровой восемь лет, с 222 по 230 год. Средневековые жития отнесли его к разряду мучеников, хотя нынешние исследователи считают его мученичество легендарным. Включенный в Римский Мартирологий, Православной Церковью он чествуется как местночтимый Святой (память 25 мая нов.ст.). Мощи святителя Урвана почивают в римской церкви Св. Цецилии (Кикилии) в Трастевере.


Его серебряный мощевик, начала XVII века, имеет традиционную форму руки с пальмовой ветвью. Атрибутами Пап Римских обычно являются два ключа, и на этот реликварий вешали в прошлом два ключа, имевших в прочем, практическое назначение – ими отпирали сокровищницу Базилики.

 



Священномученик Сикст, Папа Римский



Папа Римский Сикст II, память которого совершается Православной Церковью 10 августа (23 нов.ст.), взошел на Римскую кафедру в 257 году, но уже через год по повелению императора-язычника Валериана был казнен (вместе с ним казнили и Лаврентия архидиакона). Частица его мощей, неизвестно когда прибывшая в Бари, обычно хранилась рядом с частицей святителя Урвана, другого Римского понтифика. Значительно позднее, в XVIII веке, она была вмонтирована в серебряный реликварий в форме левой руки, с золоченной пальмовой ветвью.




Святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский



Частица мощей св. Григория Двоеслова, Папы Римского, погребенного в особом приделе ватиканской базилики Св. Петра, хранится в Сокровищнице с незапамятных времен, однако летописные источники касательно этой реликвии очень скудны. Можно даже предположить, что атрибуция мощей именно Двоеслову могла быть произведена в позднейшее время по отношению к частице мощей какого-либо иного св. Григория, например, Назианзина, или же Просветителя Армянского. В XVIII веке реликвии было решено дать достойно обрамление, каковым стал серебряный реликварий в форме папской тиары с тремя коронами, увенчанной «папским» крестом и поставленной на Евангелие.


Память св. Григория Двоеслова совершается 12 марта (25 нов.ст.).

 



Мученик Лаврентий архидиакон



Присутствие реликвии св. Лаврентия в Базилике документировано сравнительно поздно, в XVI веке. Однако начиная с этого периода она стала пользоваться всё растущим почитанием среди барийцев. Этому способствовало и устройство особого придела во имя св. Лаврентия, трудами маркиза Пьетро Селлы. В день памяти Святого (10 августа по римскому календарю) в придел, где выставлялась реликвия, устремлялись богомольцы со всего Итальянского Юга. И эта часть мощей вмонтирована в барочный серебряный реликварий, изображающий десницу мученика с воздетой позлащенной решеткой – по преданию, при гонениях Валериана св. Лаврентий был сожжен заживо на решетке.


Православная Церковь совершает память этого римского мученика также 10 августа (23 нов.ст.).

 

 


***
 

Средневековье стало самой важной эпохой для Сокровищницы, когда в нее, разными путями, попали важнейшие святыни, привлекавшие (помимо мощей Св. Николая) паломников со всех уголков Европы. Однако и позднее, когда Бари, при испанских вице-королях, вновь восстал из периода застоя, в Базилику притекали многочисленные дарения, в том числе и частицы мощей.
Частица мощей мученицы Лукии (Лючии) Сиракузской, память которой совершается 13 декабря (26 нов.ст.), стала предметом поклонения богомольцев, начиная с XVI века. Для нее в крипте Базилики был совершен особый придел. Трудно сказать, откуда взята эта частица, так как ее мощи почивают и в Сиракузах, и в Венеции. В католической иконографии Святую часто представляют с вынутыми глазами, лежащими на блюде (по преданию, ради избежания брака мученица себя ослепила).


Частица мощей великомученика Феодора Стратилата – память 8 февраля (21 нов.ст.) – еще одно свидетельство «византийского прошлого» Бари, где существовала даже улица Св. Феодора, вероятно, по приделу. В Базилике, помимо сохранившейся частицы мощей, почитанием пользовалась и византийская икона св. Феодора, позднее пропавшая.
Королева Польши, Бона Сфорца, она же герцогиня Барийская, погребенная в Базилике (†1557), принесла в дар Бари реликварий с частицами мощей, который, скорей всего, хранился в Смоленске, до взятия его русскими войсками – тогда отступавшие поляки, вероятно, и унесли святыни. В реликварии хранились частицы мощей местночтимых Святых, перечисленных, зачастую в искаженном виде, в описи 1620 года, на латинском языке: «Смоленские Святые – Евфросиний, Евномий, Аурантий» и проч.


Кроме того, в Сокровищнице хранятся поступившие туда в разные годы частицы мощей следующих угодников Божиих:

 

святитель Лев, Папа Римский;

бессеребреники Косма и Дамиан;

мученики Хрисанф и Дария;

священномученик Евгений;

священномученик Валентин;

мученик Кириак;

мученица Христина;

мученики Ипполит, Кассиан, Роман, Потенциан, Макарий, Руфин, Иуст, Феофил, Вит, Аполлоний, Сатурнин, Север, Донат, Келестин и других.


 



III

Чтимые образы

 

 


Печать на затворе раки Св. Николая



Вероятно, баряне, по сути дела похитившие мощи в Мирах Ликийских, в начале опасались, что святыня будет увезена византийцами или кем-нибудь иным, и крепко ее сторожили. Вновь сооруженная рака в Базилике имела затворы с печатями с  изображениями Святого. Эти печати сами по себе служили предметом поклонения богомольцев, прикладывавшихся к ним устами. Самая древняя печать, в характерном византийском стиле, была исполнена в конце XI века, возможно, к освящению новой крипты Базилики, проведенному Папой Урбаном II в 1089 году. Лицевая сторона печати, сильно потертая, имеет надпись на латыни: «Моли Бога о нас, о блаженный Николае, да удостоимся обетования Христова».


 

Икона Св. Николая, дар короля Уроша
 


Сербские православные цари в позднем Средневековье всегда проявляли щедрость по отношению к Барийской Базилике, несмотря на разделение Церквей, произошедшее веками ранее. Важнейшим свидетельством этого внимания являлся большой серебряный накладной алтарь, пожертвованный царем Урошем II Милутиной в 1319 году и впоследствии, к сожалению, переплавленный для изготовления нового, барочного алтаря.


В 1327 году, спустя несколько лет после дарения Уроша II, его преемник Урош III, ослепленный отцом и исцеленный по молитвам Святителя, заказал византийскому иконописцу большую обетную икону и подарил ее Базилике. Этот образ имеет большое значение, так как вобрал в себя свод представлений о физическом облике Святителя и на протяжении веков служил в Европе прототипом последующих изображений Св. Николая в качестве «vera effigies», то есть «истинного образа». Внизу помещены портреты в полный рост донаторов иконы, Уроша III и его супруги. При реставрации иконы в 1966 году стало очевидным, что эти фигуры, первоначально коленопреклоненные, претерпели затем изменения, как и благословляющий жест Святителя.


Другим важнейшим свидетельством покровительства Сербского царства к Барийской Базилике является грамота царя Стефана Душана от 1346 года. На пергаменте, с золотой печатью, с подписью славянского монарха, написан текст о передаче в Бари ежегодного вклада в 200 перпери, из государственного налога на город Рагуза (совр. Дубровник).

 


Божия Матерь Страстная
 


На Крите, вошедшем после Четвертого крестового похода в состав владений «Тишайшей» Венецианской республики, сложилась блестящая крито-венецианская школа иконописи. Она использовала богатство византийской традиции, но в другом, западно-европейском контексте, и ее иконы пользовались большим спросом в итальянских городах с «византийским прошлым». Триптих Божией Матери Страстной со Святыми Иоанном Богословом и Николаем, создан, вероятно, именно критским художником, скорей всего, Андреем Рицо из Кандии, для какого-то благочестивого итальянца, предположительно, барянина (точные обстоятельства поступления иконы в Базилику неизвестны). Центральный образ представляет собой Божию Матерь с Младенцем, Которому ангелы, в верхнем регистре иконы, являют орудия грядущих Страстей. Надписи на иконе, как на греческом, так и на латыни, также указывают грека-автора и на итальянца-заказчика. Святитель Николай представлен в полном соответствии со сложившимся к тому времени каноном. В настоящее время триптих помещен в правую апсиду верхнего храма Базилики.

 


Русские иконы Св. Николая
 


Русские богомольцы всегда стремились в Бари, к «батюшке Николе». Стольник П.А. Толстой, посетивший Бари в 1698 г., первым подробно описал Базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б.П. Шереметев; есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея, укрывавшегося от отцовского гнева в Неаполе. Состав поклонников гробницы св. Николая был самым разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 году, не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царем. В 1852 году в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а затем лампаду для раки, а 10 ноября 1892 года мощам своего Небесного покровителя поклонился наследник престола Николай Александрович (будущий царь Николай II); на его пожертвования был выложен новый мраморный пол в крипте базилики.


Русские православные иконы со Св. Николаем в житии попали в Сокровищницу разными путями. Самая старинная (Тверская школа, XVIII век), с богатой серебряной ризой, была пожертвована барийским ювелиром Лоренцо Мосса в 1990 году.


Другая, более поздняя (1884 год), икона написана в технике эмали на металле. В ее клеймах, как и на первой иконе, представлены наиболее значительные эпизоды из жития Святого.

 


Панагия Патриарха Афиногора



В 1965? году, во время встречи в Иерусалиме Афинагора, Патриарха Константинопольского, с Павлом VI, Папой Римским, произошло важнейшее историческое событие: снятие анафем, наложенных взаимно предстоятелями Цареградской и Римской кафедр в 1054 году. Как известно, те анафемы положили официальное начало трагическому разделению Православной и Католической Церквей. Афинагор и после этого символического акта продолжал свои усилия по сближению христиан Запада и Востока. Одним из таких его действий стала передача в 1965 году своей патриаршей Панагии в дар архиепископу Бари. Апулийский Владыка, учитывая ценность этой реликвии, передал ее в Сокровищницу Базилики.

 


Восточный придел в крипте Базилики
 


В 1966 году в крипте Базилики тщанием монахов-доминиканцев, хранителей мощей Св. Николая, появился так называемый Восточный придел (Cappella orientale). Его появление обозначило важнейший поворот в межцерковных отношениях Запада и Востока: на Втором Ватиканском Соборе было определено, что православные являются «разделенными братьями», а не схизматиками, как считали католики прежде, а кроме того, Патриарх Константинопольский и Папа Римский сняли взаимные анафемы (см. выше). Всё это позволило осуществиться уникальной инициативе, не имеющих аналогов в христианском мире: внутри «католического пространства» появился Восточный придел с иконостасом, отведенный исключительно для православных богослужений. Освятили придел совместно кардинал Паоло Джоббе и архимандрит Геннадий (Зервос), тогда настоятель греческой церкви в Неаполе, а ныне – митрополит Южной Европы (Константинопольский Патриархат). Иконы написаны хорватским иконописцем Златко Латковичем. Несколько позднее, в 1981 году, доминиканские монахи устроили также в крипте, еще один придел – в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, братьев Солунских и просветителей славян. Этим действием они отметили как и объявление Католической Церковью этих Святых в чине «Небесных покровителей Европы» (в прибавление к преподобному Венедикту Нурсийскому), так и собственные чаяния на сближение разделенных христиан.


В настоящее время Восточный придел крипты используется преимущественно для богослужений румынской православной общины. Настоятель общины Московского Патриархата, о. Владимир Кучумов, обычно служит в прекрасной русской церкви, возведенной в Бари почти столетие назад как еще один видимый знак стремления россиян к главной барийской святыне, мощам Св. Николая Чудотворца.

 

 

 

 

 

Православный придел в нижнем храме (крипте) Базилики св. Николая

 

 

 




Основная литература:

О. Джерардо Чоффари. Свт. Николай Чудотворец. Житие, чудеса, легенды (пер. М.Г. Талалая). Бари: Centro Studi Nicolaiani, 2005.
Сокровища Базилики Св. Николая в Бари. Каталог выставки. Москва, Гос. Ист. Музей, 22 июня – 28 августа 2005 / под ред. о. Джерардо Чоффари, Маризы Милелла. Рим: Edindustria, 2005.
Талалай М.Г. Русская церковь в Бари // Никольские рассказы. М.: Артос-Медиа, 2005. С. 94-120.

Сioffari G. Reliquie e Reliquiari del Tesoro della Basilica di S. Nicola nella storia. Bari: Mario Adda Editore, 1999. Он же: Storia della Basilica di S. Nicola. L’epoca normanno-sveva. Bari, 1984; San Nicola di Bari. Milano: Ed. Paoline, 1997 (2-е изд., с доп.); Storia di Bari. Figure e vicende dell’epoca medioevale. Bari, 1998).
Martino L. Le reliquie di S. Nicola. Bari: Centro Studi Nicolaiani, 1987.

 

 

 

Перечень святынь соковищницы Базилики св. Николая


Частица Животворящего
КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

Частица
СВ. ГУБКИ

Св. Шип
Из венца Спасителя.

Мощи Апостола
ФОМЫ

Мощи Апостола
ИАКОВА АЛФЕЕВА

Мощи Апостола
ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА

Зуб мироносицы Марии
МАГДАЛИНЫ

Священномученик Сарагосский
ВИКЕНТИЙ

Мученик Римский
СЕВАСТИАН

Свяшенномученик Севастийский
ВЛАСИЙ

Мученик сотник
ЛОНГИН

Свящ.муч. Папа Римский
СИКСТ

Святитель Папа Римский
ГРИГОРИЙ ДВОЕСЛОВ

Мученик архидиакон
ЛАВРЕНТИЙ

Мученица Сиракузская
ЛУКИЯ (Лючиа)

ПЕЧАТЬ
на затворе раки Св. Николая

Лампада вел.кн.
КОНСТАНТИНА,
брата Царя Александра II (1852)

Лампада Царя
НИКОЛАЯ II (1892)

Панагия Патриарха
АФИНАГОРА

 

 

 

По материалам сайта http://www.centrostudinicolaiani.it/

 


Вперёд


Главная |  Житие |  Чудеса |  Иконы |  Молитвы |  Разное